Правовое государство — демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона как основного принципа регулирования общественных от ношений, равенство всех (власти, гражданина, общества) перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. В нем функционируют режим конституционного првления, существуют развитая правовая система и эффективная судебная власть.
Понятие правового государства дает нам идеальную модель поведения государственной власти в условиях демократии. Родившись из потребностей общественного развития, эта идея постепенно воплощается в жизнь.
Идея правового государства — одно из ценнейших достижений человеческой мысли. Истоки этой идеи уходят своими корнями в античное общество Древней Греции. Через многие политические правовые учения древности и средневековья проходит мысль правильной государственной власти, о власти закона как сочетании силы и права, о равенстве людей по естественному праву, о праве как мериле справедливости. Она вызревала, крепла, совершенствовалась на протяжении десятков веков, воплотив все то лучшее, что могло быть обеспечено правом. По мере изменения условий общественной жизни изменялась и сама идея правового государства.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 — 1804), французского просветителя и правоведа Шарля Луи Монтескье (1689 — 1755), других ученых XVI в. Эти ученые полагали, что на смену государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти государство в котором господствует закон, признающий неотчуждаема естественные права людей.
А как эта идея находила себе дорогу в России?
Отмена крепостного права, судебная реформа царя Александра II были первыми шагами в направлении правового государства. Судебные уставы 1864 года провозгласили новую организацию суда, основанную на независимости суда от администрации, несменяемости судей, участии присяжных заседателей в окружном суде при рассмотрении уголовных дел, состязательности судопроизводства. Была учреждена адвокатура. Новая попытка реформ была предпринята Николаем II. Это было связано с начавшимся процессом перехода к конституционному строю. Манифестом от 17 октября 1905 года были провозглашены свободы слова, печати митингов и демонстраций, совести, личная неприкосновенность и др. Однако в жизнь эти меры проводились непоследовательно. Действительные начала правового государству были заложены лишь после февральской революции 1917 года. Этот демократический режим оказался нежизнеспособен и был упразднен Октябрьской революцией.
Планы большевиков создать государство Советов как более демократическое и народное, чем парламентарная республика, как показала дальнейшая жизнь, провалились. Уже первая Конституция 1918 г. закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства. Как известно, диктатура представляет собой власть, которая не связана никакими законами. Крупнейший русский философ Н. Бердяев после октябрьских событий 1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека. В этих условиях, конечно, говорить о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона не приходилось. Советская власть давала многочисленные примеры, грубо противоречащие идее права и правового государства. Утверждался правовой нигилизм. Человек рассматривался лишь как винтик огромной административно-управленческой машины. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане. В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления Советским государством. Лишь в конце 80-х годов стало возможным вести речь о необходимости создания правового государства.
Среди основных положений учения о правовом государстве можно отметить следующие:
1. Верховенство закона. В правовом государстве утверждается господство права, верховенство закона. Над кем и чем должен главенствовать закон? В равной мере - над государством и над личностью. Перед законом равны все: граждане, должностные лица, государство. Устанавливая правовые нормы, государство само должно быть связано ими. Нормы права обязательны для всех государственных органов в той же мере, как и для граждан. Им позволено только то, на что их уполномочил закон. Закон не делает различий между людьми. Это делает государство здоровым, сильным, свободным от жестокости и несправедливости.
Верховенство закона означает также, что законы обладаю высшей юридической силой. Закон в правовом государстве принимается путем, позволяющим выразить волю большинства народа, соблюсти права и свободы человека и гражданина. Формирование правового государства означает развитие и совершенствование законодательства. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как правового.
Необходимо избавиться от правового нигилизма - отрицания общепризнанных ценностей, права. Неотъемлемой чертой демократического правового государства являете уважение и соблюдение законов всеми членами общества, всеми должностными лицами.
2. Взаимная ответственность государства и личности является необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества. Правовое государство уважает человеческое достоинство, для которого оно является высшей ценностью. Исключает административный произвол, грубое насилие и ложь. Кроме того, это означает проведение в жизнь оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
3. Реальная гарантированность прав и свобод личности означает наличие отработанного механизма их полной защищенности при помощи органов правосудия и другие правоохранительных органов, права и свободы человека гарантируются судебной защитой. В правовом государстве человек, его права и свободы — высшая ценность. Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации провозглашают соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека в качестве главной обязанности государственной власти. Предстоит создать такую систему гарантий, которая обеспечивала бы реальность этих конституционных положений.
4. Разделение властей означает, что государственная власть состоит из трех самостоятельных и равноправных ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Теория разделения властей была впервые обоснована англичанином Джоном Локком (1632 — 1704) и французом Шарлем Луи Монтескье (1689 — 1755) и использовалась в идейной борьбе с абсолютизмом, когда власть принадлежит одному лицу и узкому кругу людей. Согласно ей, соединение власти в одном органе, в руках одного лица представляет опасность установления режима беззакония, власти, пренебрегающей правом. Для предотвращения возникновения деспотического режима все ветви (отрасли) власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. Они действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга. Одна власть как бы контролирует другие, не позволяет им выйти за пределы разумного. Устанавливается взаимный контроль, равновесие в их взаимоотношениях.
Принцип разделения властей закреплен впервые у нас в ст, 13 Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 г., а затем и в ст. 10 Конституции Российской Федерации.
Формирование правового государства — длительный процесс движения к справедливости, общечеловеческим ценностям, социальному прогрессу.