Человек — общественное существо. Он немыслим без постоянных связей с другими людьми. Общество и есть не что иное, как сумма многообразных отношений между людьми. Этот сложнейший организм в первую очередь нуждается в инструменте, способном обеспечить урегулированность общественных связей, упорядоченность человеческих поступков. И такой инструмент создан человечеством. Действенный, надежный. Имя ему — Закон.
Слово «закон» прежде всего рождает представление о запретах поведения, признанного недозволенным для общества, и карающих правонарушителя санкциях. Такое толкование само по себе правильно. Закону действительно свойственна принудительная сила, способная заставить подчиняться правовым требованиям. Но принуждение лишь средство для достижения стоящих перед законом целей, но не сама цель. Иначе неизбежно ошибочное толкование, будто бы закон в интересах общества оказывает давление на человека, ограничивает личную свободу, препятствует ее осуществлению. В действительности же в порядке и дисциплине отдельный человек заинтересован не меньше, чем общество в целом, поскольку он зависит от других людей, от социального окружения.
Закон не враг личной свободы, а необходимая форма ее существования в условиях человеческого общежития.
Решающее значение законности для обретения личной свободы, равно как недопустимость отождествления свободы с произволом, понимали, защищали и ценили еще в далеком прошлом. К древнегреческим мудрецам восходит и поныне актуальная мысль о том, что порядок и закон — наивысшее благо для общества и личности, а беспорядок и междоусобица — наибольшее зло. «За закон должно сражаться, как за свои стены. Своеволие же надо гасить скорее, чем пожар»,— говорил Гераклит. Даже особенности психического склада человека определялись древними греками в зависимости от его отношения к закону. Нарушитель правовых норм наделялся такими качествами, как необузданность, грубость, звероподобие. Им противопоставлялись мудрость, кротость, мягкость, доброта человека, следующего закону по внутренней привычке, убежденности, по прочному навыку.
Например, молодые афиняне по исполнении 18 лет приносили гражданскую присягу, в которой были и такие слова: «Я буду повиноваться установленным законам... и, если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один, и вместе со всеми».
Столь почтительное отношение граждан Афин к закону не удивительно. Законность в понимании древних греков — синоним справедливости. И в основе мы принимаем такой взгляд на закон, но с одной существенной поправкой. В антагонистических формациях закон служит инструментом господства. Законодательные установления древнегреческого полиса не распространялись на рабов, которые иногда ценились дешевле скота. Феодальное право было писано не в интересах крепостных. Фашистские режимы тоже издают свои «законы». Так что законы законам рознь. Право по самой своей природе несовместимо с произволом. Даже извращенная, урезанная законность ненавистна фашистским, диктаторским режимам. Но если не всякий закон справедлив, то безусловно верно обратное соотношение: справедливость в обществе обеспечить без законности нельзя.
Cвойства закона
Какие же свойства закона делают его обязательной предпосылкой достижения общественной справедливости и личной свободы?
Основное назначение закона — служить регулятором социальных отношений, вносить организующее начало в жизнь общества.
Но закон не единственная форма нормативной регуляции. Регулирующую функцию выполняют и другие средства социального контроля: мораль, обычаи, традиции, правила и положения различных организаций, профессиональных объединений. Причем закон — сравнительно позднее «изобретение» человечества. Потребность в нормотворчестве, в упорядочении связей между людьми и их социального поведения возникла задолго до его появления. Собственно говоря, такая потребность существовала всегда и на протяжении длительного периода общественного развития, при родоплеменном строе она всецело удовлетворялась таким регулятивным механизмом, как обычай.
Авторитет обычая покоится на самом факте его существования и давности. Первобытный человек еще не выделился из рода, не осознал себя самого, свое «я» как нечто индивидуальное, отличное от социального окружения. Поэтому он повинуется обычаю бессознательно, по привычке, не подвергая традиционные установления самостоятельной оценке. Обычаи настолько укореняются, что становятся для человека непреложной закономерностью. Но вот родовой строй начал постепенно разлагаться. Пришли в движение народы, стали входить в близкие контакты между собой дотоле замкнутые родоплеменные и этнические общности. Общественная жизнь резко усложняется, социальное бытие человека становится все более многоликим. Возникает потребность в более совершенной, чем обычай, форме нормативного регулирования. Такой формой и становится закон.
По сравнению с обычаем, как и с другими средствами социального контроля, право обладает значительно более высокой нормативностью, подлинной всеобщностью.
Разумеется, всеобщие нормы существуют также и в обычае, и в морали. Это — общечеловеческие нравственные нормы, правила этикета, санитарно-гигиенические нормы и т.д. Часть из них закрепляется в законе и становится правовой нормой. Но всеобщность, универсальность нормативов — черта, отнюдь не обязательная для обычаев и традиций. Нередко они носят частный характер, действуют в пределах отдельных социальных общностей и групп, осуществляются в какой-либо одной сфере и не реализуются в другой. Обычаи, сложившиеся в определенных группах, могут подчас вступать в конфликт с нормами закона.
Всеобщность закона означает его общеобязательность. Пока закон не отменен в установленном порядке, его действие распространяется на всех и каждого, в том числе и самого законодателя. Именно это свойство закона в первую очередь не признается диктаторскими режимами всех мастей. Потому-то они предпочитают не связывать себя никакими — пусть самыми куцыми и урезанными — правовыми установлениями.
Противостоит произволу и другое свойство закона — строгость и четкость его формулировок. Максимальная определенность правовых предписаний, устраняя неясности при толковании закона, препятствует попыткам извратить его действительный смысл, использовать закон в угоду интересам отдельных лиц.
Образцы поведения, устанавливаемые законом, одинаковы для всех граждан. Через применение равных мер в праве воплощается идея справедливости. Закон не знает привилегий. Совершил правонарушение — неси предусмотренную законом ответственность.
Твердые правовые ориентиры ставят личность в защищенное, независимое от отдельных учреждений и частных лиц положение, создают уверенность в решениях и поступках. Все свойства закона способствуют в конечном счете обеспечению свободы личности. Приглядимся внимательнее к основному назначению закона — служить регулятором общественных отношений. Всего лишь один пример. Правила дорожного движения подробно регламентируют поведение водителей и пешеходов в различных условиях и обстановке. Даже самый закоренелый индивидуалист вряд ли посчитает такие меры ограничением личной свободы. Напротив, чем детальнее разработаны пункты Правил, тем яснее взаимные ожидания участников дорожных ситуаций и, следовательно, свободнее их поведение.
На этом примере видна огромная роль, какую выполняет норма закона для обеспечения свободы выбора. Бытует у нас еще настороженное, недоверчивое отношение к формализованности правового языка. Само понятие «формализованность» употребляется не иначе как в значении формализма, т. е. чего-то внешнего, не связанного с существом дела, препятствующего вынесению правосудного решения. «Важен дух закона, а не его буква»,— с торжеством в голосе возглашает противник юридического «формализма». В действительности формализованность содержания и выражения не порок, а величайшее достоинство права. Лишить закон четких границ, формальной определенности — значит открыть путь для анархии и произвола. Противопоставление духа букве закона в принципе неверно. Дух закона может выразиться только в его букве.
Язык закона сух и лаконичен. Он не чарует образностью и красотами стиля. Более того, ему противопоказаны многие стилистические конструкции и речевые обороты, составляющие достоинство литературных произведений. Наибольшую ценность для права представляют термины, т. е. слова с одним и только одним смыслом. Но их в обычной, разговорной речи не так уж много. Норма закона излагается так, чтобы она могла обеспечить единообразие ее понимания и применения. В случае неясности правового текста он подвергается специальному толкованию.
Совершенствование правовых норм всех отраслей права максимально обеспечивает свободу личности. Значение содержания правовых установлений в обществе еще больше возрастает, ибо это служит интересам всего народа, воплощает наиболее передовые взгляды и представления о взаимоотношениях людей, их решениях и поступках. Запрещая общественно опасное поведение, закон одновременно стимулирует позитивную активность личности, формирует социально-полезные взгляды, привычки и ценностные ориентации.
Правовая норма закрепляет, как правило, наиболее оптимальные нормы поведения. Проанализируем, например, статью, в которой предусмотрено право гражданина на необходимую оборону от общественно опасного посягательства на интересы государства. Действие гражданина, совершенное в состоянии необходимой обороны, признается непреступным, поскольку оно, будучи направлено на защиту социальных ценностей, даже в случае причинения вреда посягающему, содействует укреплению правопорядка, является общественно полезным.
...В начале шестидесятых годов один районный народный суд вынес обвинительный приговор гражданину Р., который, отражая нападение пьяного хулигана, нанес ему телесные повреждения. По мнению этого суда, оборона не была необходимой, так как Р. имел возможность убежать с места происшествия. Отменяя данный приговор. Пленум Верховного Суда СССР указал в своем постановлении, что активное противодействие посягательству — поступок при всех условиях правомерный и его нельзя ставить в зависимость от возможности спастись бегством. Содействие охране общественного порядка, защита законных интересов и прав личности составляет общественный и моральный долг каждого гражданина. Необходимая оборона—действенное средство его реализации.
Гармоническое единство государственных и личных интересов в обществе, проявляясь как господствующая тенденция, вовсе не исключает отдельных ситуаций, при которых эти интересы способны вступать между собой хотя и не в антагонистические, недостаточно острые противоречия. Это — объективное следствие исключительной многоплановости бытия человека в современном мире.
Например, сложное положение создается по поводу регулирования недонесения о преступлениях. Государство заинтересовано в поступлении от населения своевременной и достоверной информации о преступлениях. В то же время известно, что такого рода информацией обладают чаще всего близкие виновного: его родственники и друзья. Донос на близкого человека (мужа, сына, брата, друга) противоречит неписаным нравственным нормам родственных и дружеских взаимоотношений. (Уголовный закон и в данной ситуации проявляет мудрую гибкость. Статья 308 УК РФ гласит, что лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников. Статья 316 УК РФ предусматривает аналогичное исключение в отношении лица за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником. Как видим, и здесь закон стремится к оптимальному сочетанию общественных и личных интересов). Получается, что разрешение конфликтных ситуаций в праве основано на компромиссе? В определенной степени, да. Безусловно, человек, близкий родственник или друг которого совершил на его глазах тяжкое преступление, оказывается перед лицом мучительного выбора. Закон не требует, чтобы долг гражданина государства переборол в нем кровнородственные и дружеские привязанности. И не будем ничего смягчать: это— тяжелое испытание. Наверное, древние греки имели в ввиду именно такие ситуации, когда говорили "закон суров, но это закон ".
Итак, все свойства права имеют непосредственное отношение к свободе человека, его решениям и поступкам. Но основной механизм воздействия права на поведение состоит в том, что оно предоставляет права и возлагает обязанности.
Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам уголовной ответственности в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru